Чарли Чаплин: ЭИЭ-Гамлет

«Чаплин был не просто большим человеком, он был гигантом. В 1915 году он ворвался в мир словно привидение со своим даром комедии, смеха и помощи, в то время, когда всё разрывалось на части в Первой мировой войне, и в течение следующих 25 лет — и во время Великой депрессии, и во время возвышения Адольфа Гитлера, — он продолжал творить… Вряд ли какой-то другой человек когда-либо сможет принести больше радости, удовольствия и облегчения в тот момент, когда в них так нуждается большинство людей» © М.Сифф

Мы продолжаем серию исторических ТИМичных портретов, и сегодня мы поговорим о Чарльзе Чаплине – величайшем комике, актёре и создателе прекрасных кинофильмов. Чаплин был Этико-Интуитивным Экстравертом, Гамлетом, и, наверное, использовать примёр актёра для данного ТИМа банально, но я уверен, что, читая этот материал, вы убедитесь: Чаплин – это нечто большее, чем просто актёр, намного, намного большее.

Чарли Чаплин рано попал на сцену и рано на ней раскрылся – сказалось то, что он родился в семье артистов. Впрочем, ещё важнее то, что семья его распалась, когда сам Чарли был ещё ребёнком, и он не просто работал на сцене, будучи ребёнком – он зарабатывал себе на жизнь. При этом Чаплин искусно вживался в роли и создавал образы, не имея ни актёрской подготовки, ни образования, ни обширного опыта, что можно считать в равной степени следствием как базовой Чёрной Этики, стремящейся к владению образами, так и врождённого таланта.

Важно подчеркнуть, что расцвет карьеры Чаплина пришёлся на эпоху немого чёрно-белого кино. Во-первых, потому что такое кино требует максимально сильного и акцентированного выражения эмоций, ведь это выражение нельзя дополнить или подменить ни словами, ни «сенсорными» средствами вроде расцветок одежды и декораций. А во-вторых, потому что это одновременно эпоха, когда кино ещё недалеко ушло от спектаклей в плане ритма работы – фильмы снимались в считанные дни, после чего тут же начинались съёмки новых, а необходимость использования кучи киноплёнки ограничивала число дублей, — всё это условия, идеально подходящие для самореализации базовой Чёрной Этики и ролевой Чёрной Логики как её составляющей.

А главной составляющей успеха Чаплина в те годы стал легендарный образ Бродяги, и, как это ни странно звучит, как минимум частично этот образ появился благодаря болевой Белой Сенсорике и характерным для неё проблемам с восприятием собственной внешности. Сам Чаплин писал об этом так: «Я не знал, как мне гримироваться. Моя внешность в роли репортёра мне не нравилась. По пути в костюмерную я мгновенно решил надеть широченные штаны, которые сидели бы на мне мешком, непомерно большие башмаки и котелок, а в руки взять тросточку. Мне хотелось, чтобы в моём костюме всё было противоречиво: мешковатые штаны и слишком узкая визитка, котелок, который был мне маловат, и огромные башмаки. Я наклеил себе маленькие усики, которые, по моему мнению, должны были делать меня старше, не скрывая при этом моей мимики. Одеваясь, я ещё не думал о том, какой характер должен скрываться за этой внешностью, но как только я был готов, костюм и грим подсказали мне образ. Я его почувствовал, и, когда я вернулся в павильон, мой персонаж уже родился». Особенно важны пронизывающие образ внутренние противоречия, характерные как раз для Гамлетов. Можно сказать, Чаплин дал себе свободу манёвра – через такой противоречивый образ он мог выразить самые разные эмоции и чувства и показать самое разное поведение в тех или иных ситуациях.

Характерно и то, как Чаплин распоряжался своими идеями и креативным потенциалом. Как фоновый ЧИшник, Чаплин не рассматривал идеи как самоценность, а подчинял их выражению эмоций, в результате мы все знаем его как величайшего актёра, при том, что его творческие способности были намного шире: Чаплин написал сценарии практически ко всем своим фильмам; исполняя главную роль, он почти во всех фильмах одновременно был режиссёром, управляя действом на съёмочной площадке; к большинству своих фильмов Чаплин даже сам написал музыку! Такой перекос часто бывает у разносторонне развитых Гамлетов, которые выглядят более узкими в творчестве, чем есть на самом деле, потому что не показывают непосредственно свою креативность, а подчиняют её выражению чувств и эмоций.

Характерно Гамлетовским у Чаплина было и отношение к переменам. Будучи креативным, неравнодушным человеком, Чаплин скептично относился к большим переменам в творчестве: за тот же образ Бродяги Чаплин цеплялся очень долго, боясь потерять любовь зрителей и проверенный механизм самовыражения, при том, что самому Чаплину этот образ со временем надоел; Чаплин долго не принимал появления звукового и цветного кино, и стал создавать такое, лишь когда это стало общепринятой практикой. Нельзя при этом сказать, что Чаплин перемены именно не любил, в тех же звуковых и цветных фильмах он оказался так же ярок и выразителен, как в чёрно-белых и немых. Просто такова суть фоновой ЧИ, которая прикрывает болевую ЧИ: перемены нужны, но не должны быть непредсказуемыми, поэтому часто Гамлеты как бы «проверяют» те или иные изменения, прежде чем их совершить. Одновременно это отражает работу творческой БИ, которая не чувствует момент для какого-то события, а сама его создаёт – и зачастую Гамлеты очень поражают других людей тем, как они подчёркивают свою оригинальность моментом тех или иных действий и изменений.

Важная часть биографии Чаплина – его деятельность во Вторую мировую войну. Выражением этого стал фильм «Великий диктатор», в котором Чаплин открыто высмеял Гитлера и выразил свой призыв к борьбе за мир. Подчеркну – это происходило в период, когда в США общественность скептично относилась к участию страны в войне, и такая позиция была открытым вызовом обществу и общественному мнению, на Чаплина даже оказывали давление власти. И когда США вступили в войну, Чаплин противопоставлял себя обществу, и кончилось это фактически высылкой из страны. Чаплина обвинили в симпатиях к коммунизму и СССР из-за его активной позиции в период войны и после неё, что можно тоже считать характерной проблемой Гамлетов, да и вообще ценностных ЧЭшников: нередко их неравнодушие со стороны связывают с симпатиями и привязанностями к кому-то или чему-то.

Стоит сказать и о характерно Гамлетовских недостатках, проявляющихся у Чаплина, главным из которых является самый искренний эгоизм – во всей своей творческой деятельности Чаплин неизменно ставил себя в центр этой Вселенной, стремился максимально показать себя и своё творчество, не стесняясь быть навязчивым, а со временем всё больше сваливался в образ непризнанного гениального страдальца, которого никто не любит. Чаплин отдавался творчеству, но был непомерно требователен к своей публике; чем больше любви зрителей он получал, тем больше ему этой любви хотелось, и в итоге Чаплину этой любви так и не хватило. Неслучайно своим главным фильмом Чаплин считал ленту «Огни рампы» — в этом фильме он блестяще раскрыл свои переживания в образе непризнанного мучающегося творческого человека, но, откровенно говоря, с непризнанностью и страданиями он при этом явно преувеличил.

Многие проблемы и недостатки Гамлетов раскрываются в личной жизни Чаплина. Особенно показателен в этом плане его первый брак с актрисой Милред Харрис, СЭИ-Дюма, который фактически был завязан на манипуляциях и давлении ревизора на подревизного (а Дюма ревизор Гамлета) и оставил Чаплина с кучей негатива, сам он писал так об этом браке: «Милдред была не злой, но она была безнадёжно зоологична. Я никогда не мог добраться до её души — она была у неё забита каким-то розовым тряпьём и всякой чепухой». С тех пор Чаплин регулярно западает на молоденьких актрис и танцовщиц и периодически на них женится – фактически всю оставшуюся жизнь он искал не жену, а очередную исполнительницу главной женской роли в свой новый фильм. Так что вполне логично, что его поведение в поздний период жизни типично для неудовлетворённых Гамлетов — с провокациями, эпатажем и демонстративными страданиями. Таким поведением Гамлет как бы демонстративно выводит себя за пределы системы, ожидая, что (Максимовский блок БЛ и ЧС) его туда впихнут обратно силой и логикой, и таким образом удовлетворят потребности его соответствующих функций. Подчеркну, что механизм этот работает неосознанно.

В общем, вот такой пример одного из величайших Гамлетов в истории. Хотя это пример именно актёра, я уверен, что он даёт представление о разносторонних возможностях для развития и самореализации Гамлетов, да и об их проблемах тоже, показывает, насколько ЭИЭ-Гамлет способен повлиять на людей и события вокруг своим самовыражением.

Автор: Артём Охотников

Tags:

Войти

Забыли пароль?