Штир и Дост — сила и чуткость в одной паре

Shtir-Dost4

Много раз мы встречали мнение, что мужчина типа ЛСЭ — «идеальный мужчина» . Это мнение об «идеальности» формировалось:
1. По фильму «Семнадцать мгновений весны»;
2. По описаниям ТИМов, опубликованным в популярных книгах по соционике в середине 90-х и разошедшихся как в массах, так и в интернете, и потому широко доступных тем, кто только начинает знакомиться с соционикой;
3. По комментариям на форумах, которые, в большинстве своем сформированы на основании п.1. и п.2.

Давайте рассмотрим качества, которые молва приписывает людям – носителям ТИМа ЛСЭ  . Получаем: «умный, заботливый, активный, трудолюбивый, надежный». Все так: умный (можно интерпретировать это логику), заботливый (если понимать «заботливость», как значительное внимание к сигналам о комфорте, удобстве — это сенсорика+рассудительность [4]), активный (экстраверсия), трудолюбивый (это можно понять, как указание на сильную деловую логику — ЧЛ, а можно — как умение долго и упорно работать — сенсорика), надежный (можно понимать, как сенсорику, либо как рациональность, либо как то и другое вместе).

Опустим рассуждения о том, что ТИМ и личность — разные сущности, и бессмысленно человеческие качества и черты характера приписывать ТИМу. Просто примем предложенную выше расшифровку утверждения (ЛСЭ    – «идеальный мужчина»).  Действительно, проявления полюсов признаков логика, рассудительность, экстраверсия, сенсорика и рациональность в социуме являются гарантом стабильности и надежности, что безусловный плюс, например, на работе или при обеспечении комфорта и уюта. Но мы говорим о взаимоотношениях. И здесь логика в сочетании с рациональностью и сенсорикой — это прежде всего оценка партнера, в том числе и с «деловой» стороны: насколько успешен в делах, насколько конкретен, точен в высказываниях, аккуратен и т.п.
Особенно, это заметно, если ТИМом «идеального мужчины» ЛСЭ    награждена женщина. В этом случае проявления ее типа  информационного метаболизма вступают в противоречие с этико-интуитивно-интровертным образом женщины, принятом в социуме, как «идеальный тип» женщины. Абсолютно «неженское» поведение женщины ЛСЭ   , в том числе и на этапе зарождения отношений,  может серьезно осложнить первоначальный этап знакомства. Женщина любого ТИМа, ориентированная на серьезные отношения, так или иначе интересуется материальным положением партнера, это генетически заложено природой – а сможет ли ОН прокормить потомство? Женщина — ЛСЭ    делает это экспертно, со знанием дела. Рассказ молодой семьи: муж – ЭИИ  , жена – ЛСЭ  о становлении их отношений: «Нам было непросто на первых порах. И. сразу сказала, что выйдет за меня замуж только тогда, когда я буду прилично зарабатывать. Мне это было очень неприятно, но я решил бросить институт и пойти работать в автосервис». Для мужчины – ЛСЭ социальная успешность партнерши не так важна, т.к. он, как правило, сам в состоянии обеспечить свою семью всем необходимым.
Штирлиц зачастую привык решать ситуацию экстравертным «напором» и сенсорной «основательностью», подкрепляя их логическими доводами (как правило — касательно того, как эффективнее сделать), а иногда и эмоциональным давлением. Во внешнем мире это эффективно и почти всегда удается ситуацию «продавить». За ситуации, которые не решаются приемлемым способом или слишком затратны, ЛСЭ    часто вообще не берется (уступчивость).  И вдруг при общении с Достоевскими выясняется, что ни один из привычных подходов  не работает (в этом смысле взаимодействие в паре напоминает пару СЛЭ-ИЭИ). Продавливать бесполезно, ЭИИ   тут же уйдет в себя, и потом потребуется время и усилия, чтобы он оттаял и вернулся. А если перегнуть палку, то зарождающиеся отношения могут быть разрушены навсегда. К счастью, вслед за этим открытием выясняется, что работает другое. Что можно просто попросить и тебе почти всегда пойдут навстречу. Не для того, чтобы выставить потом счет или самоутвердиться, а потому, что хочется сделать тебе приятное. Особенно —  если ты сказал, что тебе этого хочется, так отчего бы тебя не порадовать?
На интернет-форумах по соционике представители типа ЛСЭ    нередко задают вопросы, как им привлечь своего дуала ЭИИ  , но советы Достоевских определенности не добавляют. Они и не могут быть определенными, поскольку ЭИИ   —  этик-интуит, и потому рекомендации его весьма расплывчатые.  Он не может сказать, «что и как конкретно делать», по разным причинам:
А) есть много разных вариантов (творческая ЧИ);
Б) есть много разных оттенков отношений и инструкцию к каждому оттенку не приложишь. Это нужно чувствовать;
В) ЭИИ  – стратег, он может и не знать толком, с чего начать, но четко осознает, что начать должен именно он, но не потому, что партнер без него не начнет, просто для ЭИИ   важно, чтобы отношения развивались гармонично и своевременно (с его точки зрения), а как и когда – это он чувствует сам.
Естественно, отсутствие инструкций сбивает ЛСЭ   с толку.
Мы уже упоминали, что состояния родные и понятные для Достоевского весьма неконкретны для Штирлица.
Штирлиц, если он не перенял у дуала, либо в результате работы над собой, более широкое видение ситуации, склонен воспринимать мир как большой и сложный  механизм. Если знать, как с ним управляться, он будет работать эффективно. К вопросу построения отношений ЛСЭ    часто относится также «механистично», пытаясь составить/получить инструкцию по «правильному» взаимодействию с партнером. Понятие «правильности» в этой паре также очень разное. Для логика ЛСЭ    правильно – это, прежде всего, эффективно и полезно, тогда как для этика ЭИИ   – это гармонично и человечно.

Чем же люди таких разных ТИМов привлекают друг друга?
Достоевскому нравится в партнере уверенность в себе и своих силах, надежность, основательность. Представители типа ЛСЭ     прекрасно могут рассчитать, сколько сил потребуется для выполнения того или иного дела, могут эффективно организовать любой процесс, постоять за себя и своих близких. Умение в любой ситуации оптимально соотносить стоимость и качество работы – визитная карточка представителей этого типа. Деятельность ЛСЭ    часто направлена на создание комфорта – внешнего и внутреннего (,).
Интересно проявляется у представителей типа ЛСЭ    творческая сенсорика ощущений  (,) — как стремление к разнообразию приятных ощущений (естественно, в сочетании с референтной интуицией возможностей — ЧИ). Женщина ЛСЭ   , собираясь в гости, звонит подруге и спрашивает: «Что мне прихватить с собой? Что-нибудь к чаю?» — «Да, можно, к чаю.» — «Или колбаски с солеными огурчиками?» На наших тренингах много раз случалось, что Штирлицы (и Гюго) – мужчины и женщины, приносили с собой еду, причем много еды — вкусной и разнообразной – поделиться с группой в перерыве.
Мы встречались с ситуациями, когда разнообразные вопросы решались представителями типа ЛСЭ    «творчески» — с привлечением сенсорики ощущений — ,. Девушка ЛСЭ    о надоевшем ей коллеге (ИЛЭ): «Иногда так достанет… Так и хочется заткнуть ему рот печеньем!»
Со слов матери семейства ЛСЭ   : «Если я вижу, что атмосфера накаляется – сразу зову всех пить чай».
Штирлица привлекает в Достоевском его умение мягко и ненавязчиво оградить партнера от ненужной торопливости и ненужных рисков, сделать так, чтобы в отношениях «было хорошо», молчаливо поддержать в трудную минуту. Для Достоевского очень важно, чтобы все лучшее и доброе в человеке было по достоинству оценено и раскрыто. Со слов девушки ЭИИ  : «Мой друг часто говорит обо мне, что я – святая, т.к. вижу в нем только хорошее», со слов мужчины ЛСЭ    о своей жене ЭИИ: «Меня до сих пор поражает в ней ее способность заметить буквально в каждом хоть маленькую искорку света и разжечь из нее пламя».
Пара ЛСЭ    – ЭИИ   принадлежит к «рассудительной» четвертой квадре. Дела здесь творятся неспешно и качественно (особенно в данной диаде – «процессорной»). Обращается особое внимание  на спокойный ритм, трудиться представители квадры предпочитают  в комфортной обстановке, без нужды не станут перенапрягаться. «Рассудительность» Штирлица прекрасно сочетается с «трудоголизмом» (так можно охарактеризовать длительный и упорный рабочий процесс, к которому склонны представители этого типа). Способствует этому, главным образом, ПР процесс и болевая интуиция времени — *. ЛСЭ    всегда кажется, что времени недостаточно и потому хочется начать как можно раньше и сделать как можно больше, сенсорика позволяет  обращать внимание на качество и на детали тоже, процесс – отлаживать, вылизывать технологию до совершенства и зависать в интересном процессе,  порой не замечая, сколько реально прошло времени.
Штирлиц — тактик. Далекие перспективы ему зачастую неясны, зато хорошо видны ближайшие этапы достижения поставленной задачи, и интересно сделать их эффективно. Со слов мужчины ЛСЭ   : «Зачем думать о том, чего нет? Надо брать то, что сейчас лежит под ногами!».
Чем бы Штирлиц ни занимался, он часто чувствует, что в его деятельности есть элемент нераскрытости, несовершенства. Не оттого, что все делается плохо, просто для полноты и чувства гармонии часто чего-то не хватает, и всегда есть, куда расти (так проявляется негативизм [4] ЛСЭ   , а также рассудительность (как наличие интуициивозможностей — ЧИ — в ценностном блоке)).  В жизни это может проявиться, в частности, как стремление приобрести несколько специальностей и достичь в каждой из них высокого уровня профессионального мастерства. Не только для того, чтобы потом одно дополняло другое, а на случай, если одно из выбранных направлений вдруг перестанет «кормить»  (предусмотрительность + референтная интуиция возможностей — ЧИ).
Дуал Штирлица – Достоевский сглаживает тревожность партнера, вселяя в него уверенность, что «времени достаточно», выбирая «нерискованные» перспективные направления движения.
В вопросах организации совместных действий инициатива, как правило, принадлежит ЛСЭ  . Штирлиц – тактик и сенсорик, поэтому прекрасно знает «что, зачем и как», он способен обеспечить комфорт в работе и организовать эффективный процесс. Однако мы не часто видели Штирлицев во главе больших предприятий. По нашим наблюдениям дело в том, что такая работа предполагает серьезную ответственность, постоянную мобилизованность и готовность к волевым и силовым действиям, что не очень сочетается с гармоничным состоянием, которое для Штирлица очень важно (рассудительность).
Как правило, Штирлицы выполняют работу качественно, дотошно и ответственно, при этом времени им не жаль, особенно, если в работе так или иначе задействованы отношения, и процесс интересен. Например, мы имели возможность сравнить качество заполнения наших соционических анкет у представителей разных типов.  У Штирлица этот показатель был одним из самых высоких, если не самым высоким.

Достоевские также редко стремятся в лидеры и начальники. Тем не менее, деньги для них не пустой звук и весьма значимы, а умение их зарабатывать ценится. Для интровертного этика-интуита более легкий и интересный путь сделать карьеру — это стать хорошим востребованным специалистом в своей области. Конечно, бывают случаи, когда Достоевского выдвигают в начальники. Оптимально для него в этом случае найти заместителя, которому можно поручать различные тактические задачи, требующие глубокой и основательной проработки, оставив себе вопросы стратегического планирования (ЭИИ   — стратег+интуит).

Если есть какие-то срочные дела (или Штирлиц их так воспринимает), он, как правило, начинает тревожиться и раздражаться, иногда чрезмерно спешить. Поведение дуала, которое поможет разрядить эту обстановку — это не разговоры, что «на самом деле есть еще уйма времени» (подобные высказывания, скорее, приведут к вспышке гнева), а быстрое и аккуратное исполнение своей части работы (фоновая интуиция времени — * – «без слов на деле»).

При решении проблем ЭИИ   стремятся объективно, без эмоций (конструктивизм) [4] разобраться в ситуации, спокойно анализируя факты (объективизм)[4] и излагая свою точку зрения партнеру. И этим ЭИИ   сильно отличается от ЛСЭ   . Штирлиц – эмотивист [4], он может сходу не вникнуть в суть проблемы, и из-за этого эмоционально «завестись». Чтобы разобраться в реалиях ситуации, ему требуется время. Поскольку Достоевский – деклатим, тон его объяснений, как правило, получается ровный и немного менторский (деклатиму хочется донести до окружающих информацию так, чтобы они поняли, и ЭИИ   делает это, спокойно перечисляя факты или доказательства). В силу маломерной логики сразу структурно изложить все, что хочется сказать, ЭИИ   бывает сложно. Поэтому и происходит многократный пересказ одного и того же с разных сторон с вариациями. Так Достоевский пытается представить полную логически связанную картину (учесть все возможности помогает творческая интуиция — ЧИ), еще больше запутывая Штирлица, который может отреагировать криками: «Да ты мне повторяешь это уже в пятый раз!» Но иначе как через объяснения получить желаемое Достоевскому сложно, ведь надавить – буквально или эмоционально — или загнать в угол логикой – это не его метод.
Интересный подход у Достоевского в ситуации, если «дело не получается сделать». Мы неоднократно слышали от представителей этого типа (особенно – среди программистов), что если что-то не работает, лучше оставить это дело (уступчивость), и просто подождать, пока будущее подбросит какие-нибудь другие интересные возможности — либо для завершения дела, либо для начала нового.

Если в работе и в деловых вопросах первенство принадлежит ЛСЭ  , то в вопросах построения отношений — ЭИИ  .
Здесь мы заметили своеобразный парадокс.
Как мы уже писали, Штирлицы при построении отношений хотят иметь своего рода «инструкцию по эксплуатации». Такое «желание» возникает у них не сразу. Читая описания ТИМа ЭИИ, они проникаются мыслью, о том, что их «дуал скромен, не стремится много общаться» [5]. Штирлицу это понятно, часто он готов проявлять инициативу и общаться даже за двоих, но с Достоевским это не срабатывает. У ЭИИ   свои представления о том, как все должно происходить. С одной стороны сам ЭИИ   инициативу быстро проявлять не склонен, даже если заинтересован в общении. С другой стороны – поспешность со стороны ЛСЭ   также не приветствуется.
ЭИИ   может присматриваться и прояснять важные, с его точки зрения, моменты. Порой – довольно долго (рассудительность+процесс). Достоевские, которых мы спрашивали, рассказывали, что в таким моменты проясняется:
А) Подходит ли партнер для него (интуиция);
Б) Подходит ли он для партнера (интуиция);
В) Нравится ли он (здесь кроме этики может быть задействована аристократия – соответствующий ли у него, Достоевского, статус);
Г) Можно ли уже сделать шаг, не обидит ли он партнера, не нарвется ли на отказ, потому что сейчас не та ситуация (этика + интуиция, ну и болевая волевая сенсорика — ЧС тоже);
Д) Готов ли он сам к сближению (этика + интуиция).

Если на эти внутренние вопросы получены удовлетворительные ответы, то Достоевский может сделать маленький шажок навстречу, впрочем, шаг может быть настолько маленьким, что Штирлиц его и не заметит.
Когда дистанцию в общении пытается сократить собеседник, а по мнению Достоевского это неуместно, у ЭИИ   возникает чувство неловкости, и он пытается этой ситуации избежать, просто свернув общение, если это не получается, молча дает понять, что ему неприятно (ЭИИ   — конструктивист). Таким образом, Достоевские не столько управляют отношениями, сколько аккуратно подводят партнера к необходимости поступать так, как они считаю нужным.
Штирлицу в этой ситуации полнейшей неопределенности кажется, что все происходит слишком долго (что, например, мужчина ЭИИ   мог бы уже подойти к девушке ЛСЭ   ), но у Достоевских свои часы. ЭИИ   хорошо чувствуют, когда именно пора и по времени, и по состоянию отношений. ЭИИ   присматриваются и решают, сближать ли дистанцию  и до какого этапа будет гармонично продвинуть отношения в настоящий момент. Штирлиц – динамик, ему может казаться, что отношения вообще застыли, что реакция партнера слишком медленная, а раз она такая медленная, значит что? Правильно, значит, он не произвел впечатления, не понравился. На этом этапе, из-за разного темпа (в том числе – по причине экстраверсии и интроверсии) отношения могу закончиться. Здесь от Штирлица требуется лишь терпение. Впрочем, терпение потребуется обоим.
Для Штирлица отношения важны и драгоценны, но одновременно нет уверенности, завязались ли они вообще, есть страх все испортить (особенно на начальном этапе отношений). Более комфортно для Штирлица завязать контакт через дело (предложить помочь что-то сделать или подойти по работе). Контакты «через дело» вообще очень характерны для объективистов-логиков («деловые ТИМы» в классификации темпераментов по В.Гуленко) [3].
Тактильный контакт любого рода допустим в этой паре только тогда, когда ЭИИ   будет к этому готов. Слишком быстрое сокращение дистанции даже в виде смахивания пылинок, поправления галстука и т.п. поначалу может восприниматься ЭИИ   не как забота, а как вторжение в личное пространство. Когда установились уже более-менее близкие отношения, тогда – да, это приветствуется и воспринимается с радостью и благодарностью. Но вот поначалу… Особенно это критично бывает в паре, если мужчина ЛСЭ   , а женщина ЭИИ  . Первый, торопясь, слишком стремится (по крайней мере, с точки зрения Достоевского) к сенсорному контакту, вторая решает, нужно ли ей это, и хочет ли она этого сейчас. И если Штирлиц будет слишком напорист, отношения не состоятся и «никакая белая сенсорика не спасет» (со слов женщины ЭИИ  ).

В наших статьях мы не раз говорили о построении отношений и работе над отношениями. Однако, семантика такого рода скорее характерна для представителей 3-й квадры (решительность + объективизм). Конечно, и представители других квадр что-то делают для отношений, но вот разговоры про «упорную работу», «притирку» вызывают у рассудительных (1 и 4 квадра) отторжение. Не для того существуют отношения, по мнению ЛСЭ    и ЭИИ  , чтобы «напрягаться» и «трудиться». Комфорт, развитие, интерес, любовь и счастье — эти слова гораздо больше созвучны представителям 4 квадры.

А счастье, по мнению представителей этой диады, должно приходить само собой. И уже когда оно, такое большое и светлое, упало под ноги, вот тогда можно его поднять, отряхнуть и заботиться о нем дальше, устраняя в нем какие-то досадные мелкие несуразности (если они там вообще есть). Если же счастье под ноги не свалилось и его необходимо добывать трудом, напрягаться, то, значит, не счастье это вовсе и «ну его».
При этом из-за несходства как темпераментов, так и видения мира и ситуаций дуалам надо быть готовыми обсуждать все и по многу раз. Временами Штирлица ставит в тупик, как Достоевский может не понимать неких простых, очевидных для ЛСЭ  , практических вещей. И Достоевского иногда поражает, как можно до такой степени не чувствовать людей — их состояние и отношения. При продолжении общения это перестает раздражать, а просто удивляет и даже умиляет –  возникает желание помочь.
В паре ЛСЭ   — ЭИИ   обсуждения могут быть довольно длительными (процесс, как постоянное совершенствование состояния и желание продолжать его, если он интересен +рассудительность и аристократия – требуется время, чтобы соотнести свое видение фактов с привычными групповыми установками [2] ). И это именно «обсуждения», а не «выяснения» отношений.

Для Достоевского может быть весьма болезненным сделать что-нибудь «не так». Достоевский 20-ти лет рассказывал на тренинговой группе, как он пытался поздравить свою девушку с днем рождения. Он купил громадный букет ярко-алых роз и красивый торт. К сожалению, стоял суровый февраль, поэтому пока он гордо нес букет к ней домой, розы слегка потеряли свой товарный вид, а попав в квартиру, вскоре увяли. Торт был куплен в маленьком магазинчике, и оказался несвежим (а Достоевский постесгялся поинтересоваться об этом в магазине, впрочем, даже если бы поинтересовался и ему сказали неправду, вряд ли это что-то изменило бы в его эмоциях), причем настолько несвежим, что есть его было невозможно. Девушка не слишком деликатно ему оба факта поставила на вид, после чего он и так испуганный тем, как нехорошо все получилось, окончательно потерялся и не мог придумать, как загладить свою оплошность, поэтому сжавшись в уголке, потерянно молчал.

В других ситуациях Достоевские могут очень решительно защищать себя, других и отстаивать свое мнение. Если в конфликте Достоевский точно знает, что правда на чьей-то стороне (нормативная структурная логика — L +объективизм), то обычно вступает в дискуссию. Часто ЭИИ   бывают активны на  интернет-форумах, в ситуациях виртуального противостояния, когда болевая волевая сенсорика — ЧС «под прикрытием». Угроза, давление и агрессия гораздо сильнее ощущаются при непосредственном противостоянии, чем при общении в виртуальной среде. Причем ЭИИ   могут сами ввязываться в такие дискуссии и долго их поддерживать. На наш взгляд дело в следующем. Форум является средой с интуитивной направленностью – здесь меньше сенсорных раздражителей, чем при контакте лицом к лицу, общение ведется посредством текстов, которыми можно передавать идеи и образы (подробнее о соционических средах см. нашу работу [2]). Таким образом, многие ЭИИ   на форумах склонны активничать больше, чем в жизни.

Если же вообще говорить о конфликтах и противостоянии, то тут у Достоевского много зависит от его отношения к людям, которые конфликтуют. Если конфликтуют близкие и дорогие ему люди – ЭИИ   постарается перевести разговор в другое русло или примирить «враждующие» стороны. Если его самого втягивают конфликт, и у Достоевского нет возможности физически выйти из ситуации, он выходит из нее психологически. Просто «уходит в себя» (во-первых, тяжело противостоять по одномерной волевой сенсорике — ЧС, во-вторых, зачастую в конфликтах происходит давление на ограничительную этику эмоций — ЧЭ, что тоже неприятно). Уход в себя – своеобразная форма защиты от страха «сказать или сделать что-то лишнее, что может еще сильнее распалить конфликт».
В ситуации конфликта  малознакомых или не близких ему людей  ЭИИ  , скорее, отстранится от вмешательства в ситуацию и ее оценки. Надо понимать, однако, что близким для ЭИИ   может стать и человек после недолгого и даже заочного знакомства, если он Достоевскому понравился, и Достоевский считает его «своим» по духу, образу мыслей, жизненным установкам или чему-то еще (аристократия). Например, это может произойти при общении на том же форуме. В этом случае ЭИИ   будет вмешиваться очень даже активно, стараясь погасить конфликт. Аналогичная ситуация участия ЭИИ   в конфликте возможна, если люди, которые втянуты в конфликт, не являются уж слишком близкими – ситуация нейтральна, но ЭИИ   кажется (а зачастую так и есть), что он видит причины возникновения конфликта (БЭ+ЧИ) и тогда он пытается направить конфликт в позитивное русло или перевести разговор на другую тему.

В результате Достоевские часто выступают в качестве посредников, чтобы примирить враждующие стороны. Это происходит не в ситуации непосредственного сенсорного противостояния, а когда эта фаза уже прошла, либо еще не началась — в ситуации зреющего недовольства сторон друг другом. На наш взгляд в этих ситуациях работает ведущий блок Достоевского (БЭ+ЧИ — возможности для отношений). Не всегда такие попытки примирить удачны. Мы лично наблюдали по крайней мере две одинаково развивающихся ситуации, когда между группами людей возникли противоречия, в результате чего группы перестали между собой общаться. Желая всех помирить, ЭИИ   «ходил» от группы к группе и пытался договариваться (в ситуациях были разные мужчины ЭИИ, но вели они себя сходно). При этом он не то, чтобы врал, просто из лучших побуждений, общаясь с одними, умалчивал о некоторых фактах, которые могли бы представить другую сторону в негативном свете и помешали бы примирению сторон(«Это только подольет масла в огонь!»). Надо сказать, что подобное «умолчание» характерно для всех «белых» этиков, не только для Достоевских, но попытки примирить стороны (изыскать возможности для гармонизации отношений) свойственны именно ЭИИ. Обе истории закончились плачевно, поскольку эти «умолчания» так или иначе вылезли наружу,  конфликтующие стороны утвердились в мысли, что ЭИИ   им лжет и что-то вынюхивает и, следовательно, играет на стороне противника. Вражда еще больше усилилась, поскольку включение «шпиона» — Достоевского в общение стороны восприняли как новый виток враждебных действий.

К счастью, во многих случаях такое «мирение» работает. Достоевскому не жаль усилий «бродить» между враждующими компаниями и на энергетическом уровне принимать на себя и трансформировать (гасить) энергетический негатив.

Стремление всех помирить — это не только программная этика отношений — ., но еще и влияние болевой волевой сенсорики — ЧС. Физическая агрессия и давление вызывают у Достоевских панику и желание все это прекратить. На одном из тренингов, на котором авторы присутствовали в качестве участников, ведущая ЭИИ   организовала провокационную игру, смысл которой состоял в том, чтобы один из участников (заранее проинструктированный),  вел себя вызывающе и противопоставлял себя группе.

Провокатор (ЭИЭ) пытался задираться к силовому сенсорику СЛЭ, в частности — хватать его вещи, но был физически остановлен. Встревоженная Достоевская немедленно прервала упражнение, хотя, как потом рассказывал волевой сенсорик (и мы можем это подтвердить), ситуация была полностью под контролем, и никакой агрессии, тем более драки не было и быть не могло. С точки же зрения ЭИИ   создалась непредсказуемо опасная ситуация, и она постаралась ее немедленно завершить.

Если говорить о паре в целом, то Штирлиц-Достоевский одна из самых «домашних» – любящих «закрыться в своем домике», пар. Дуалам во всех парах вообще свойственно зацикливаться друг на друге, поскольку дуальные отношения являются энергетическими [6], и наиболее комфортны на близкой психологической дистанции.

В паре Штирлиц-Достоевский «зацикливание» усугубляется стремлением к комфортному гармоничному состоянию, которого порой бывает сложно достигнуть вне дома, особенно в больших городах, где состояние «вне дома» очень активное, бурлящее и совсем не спокойно-гармоничное.

В общем и целом особенностью отношений в паре ЛСЭ   – ЭИИ   является стабильность и глубина. Экстравертному логику (тем более сенсорному) сложно понять нюансы отношений, поэтому для него очень важно знать непосредственно от партнера о чувствах, обидах и недопониманиях: «Если обиделся – не молчи. Скажи!». Иначе ЛСЭ    непонятно, произошло ли что-то в отношениях, а если произошло, то что именно. Сам Достоевский готов озвучить свои чувства и пойти на уступки, но, разумеется, если встречает поддержку и понимание и на его попытки сближения в ответ последуют аналогичные шаги от партнера. В противном случае, систематически не встречая поддержки, ЭИИ   не станет продолжать отношения.

В силу рациональности Штирлиц часто и безапелляционно высказывает оценки – суждения. Мы много слышали от ЭИИ, что их иногда поражает резкость и жесткость, с которой ЛСЭ   высказывается по самым разным поводам. Это касается как окружающих людей и событий, так и самого Достоевском в самых невинных, казалось бы, ситуациях. Например, по поводу того, что Достоевский что-то не так сделал. Или положил и не может найти (а для Достоевского, как и для других интуитивных интровертов такое очень даже характерно). Или же ЭИИ   слишком много внимания уделяет общению с людьми, которые, по мнению Штирлица, просто «достают». Наконец, склонность Достоевского «витать в облаках» и не замечать бытовых мелочей также может выводить Штирлица из себя и привести к тому, что «всех расставят по углам». «В доме есть два мнения – одно твое, другое – неправильное!» говорят домочадцы женщине ЛСЭ  , причем ТИМы в отношениях менее гибкие и понимающие, чем ЭИИ   заявляют, что им от этих оценок порой «хочется удавиться».

ЛСЭ   — эмотивист, и его гнев и возмущение, могут вспыхнуть очень легко. При этом эмоции могут быстро улечься (несколько минут, несколько десятков минут), но вот беда — пока они бурлят, бывает сложно их контролировать, а поскольку это возмущение подкреплено фоновой (многомерной) волевой сенсорикой — ЧС, то звучит оно очень громко и проявляется достаточно жестко. Достоевского эти вспышки пугают (особенно поначалу). Возмущаясь, Штирлиц уверен в своей правоте (в силу эмотивизма ему бывает сложно сходу разобраться в ситуации и понимание приходит с небольшим запозданием), а если потом вдруг становится ясно, что он в чем-то неправ, то признать это может казаться ему ниже его достоинства.

Казалось бы, как «хрупкий и ранимый» Достоевский может показать Штирлицу, что тот неправ? Однако у интровертных интуитов есть одна особенность, которая помогает им в подобных ситуациях. Интровертные интуиты относятся к стимульной группе «самоценность» по В.Гуленко [3]. Это означает, что для них значимо лишь то, что ценно или интересно лично им по каким-либо внутренним соображениям. Внешним престижем, материальными ценностями они не мотивируются, а если снаружи происходит нечто, что им активно не нравится, они просто «уходят в себя». Это напоминает исчезновение души из его материальной оболочки. Хотя тело человека  присутствует, сам он, внутренняя человеческая сущность, исчезает. Достоевский как бы запирается внутри, создавая психологический барьер между собой и «обидчиком». Он становится подчеркнуто холодно вежливым, отвечает на вопросы односложно, ходит с каменным лицом (похоже ведет себя ЭСИ, с той разницей, что последний может отреагировать не только так, но и более агрессивно сенсорно). Разумеется, это крайний случай и происходит, скорее, если в отношениях что-то не так.
Штирлицу же довольно сложно признать ошибку в словах или делах, даже если в отношениях все благополучно. Мы видим причину такого «упрямства» в том, что представители любого типа как правило «чудовищно» самоуверенны по аспекту своей базовой функции. В случае базовой деловой логики (ЧЛ) это звучит как: «Я все делаю, как надо!». Поэтому даже если ЛСЭ    и осознал ошибку, признать, что что-то было сделано не так, не всегда просто. Речь не обязательно идет о конкретных делах, «сделал» — это и нагрубил, повысил голос, не отстоял свою территорию, не заметил возможность и пр., т.е. сочетание деловой логики — ЧЛ с другими аспектами. Извиниться Штирлицу (особенно если этот Штирлиц — мужчина) бывает очень тяжело. И потому обычно это не делается вербально, просто Штирлиц своим видом начинает показывать свое расположение. Например, смотрит благожелательно, начинает разговаривать, как ни в чем не бывало. Гнев прошел, и эмоции улеглись (эмотивисты быстро переключаются с одних эмоций на другие, особенно – эмотивисты – динамики), но при этом ЛСЭ    может не знать, как помириться. Способ вести себя при примирении «как ни в чем не бывало» достаточно прост, и потому часто применяется ЛСЭ  . Этой паре гораздо легче помириться, если первый шаг на встречу сделает ЭИИ  . Конечно, для ЛСЭ   «Извини, пожалуйста» маловато, поскольку сенсорику-логику по-прежнему непонятно – в чем причина конфликта, действительно ли все позади или эти слова ему сказали просто, чтобы что-то сказать (впрочем, дело еще и в тоне, и в уровне отношений — иногда и этого вполне достаточно). Но вот если Достоевский расскажет, почему он так поступил и логику-сенсорику станет понятно, что отношениям ничего не угрожало, сейчас все в порядке, а ЭИИ   делает шаг навстречу, то может извиниться и сам ЛСЭ  . Весь вопрос в том, что Штирлиц зачастую просто не знает, как нужно извиняться. А вот такие действия Достоевского (как после своих ошибок, так и после конфликта) помогают Штирлицу увидеть образец, как это может быть. И постепенно он обучается, а поскольку его извинения принимают доброжелательно, то немного побыть «этиком» ему может и нравиться.
Впрочем, принятие признаний в неправоте и извинений не часто используется Достоевскими для примирения и выравнивания ситуации. Им зачастую интереснее и легче сделать так, чтобы этакая наэлектризованность в воздухе сама собой разрядилась, т.к. чувства и переживания партнера, как правило, хорошо видны.

Иногда Штирлица удивляет реакция Достоевского на разного рода людей, в том числе и на него самого, а именно — излишняя (с его точки зрения) доверчивость. На самом деле Достоевский хорошо видит возможности и способности людей (ЧИ) и то, что Штирлицу кажется неоправданной доверчивостью, обычно имеет под собой веские основания. Но поскольку эти основания интуитивные, как правило, невербализуемые, то с точки зрения Штирлица вескими они считаться никак не могут.
Если в отношениях возникают какие-то неясности, для Штирлица характерны две реакции (не только они, но эти часто). Поскольку во всем, в том числе и в отношениях хочется определенности, ЛСЭ    может начать выяснять отношения. Причем выяснение будет происходить в лоб. Не со зла, а потому что непонятно, как можно иначе. В результате выяснения вполне возможно что-то будет поломано, возможно, пошатнутся и сами отношения, ради установления и гармонизации которых все и затевается. И если Штирлиц это заметит, то, скорее всего, пойдет до конца, выясняя все до последнего, и «если уж отношения рушатся, то пусть их!» Пусть будет хоть какая-то определенность. Разумеется, ЛСЭ    при этом бывает очень больно и, корежась внутри, он изо всех сил будет стараться не подать виду.

Желание отказаться от отношений, если они стали слишком затратны – уступчивость. Хотя в этой паре отношениями дорожат именно как ресурсом, если ситуация склонятся не в ту сторону, т.е. в эмоциональном плане перестала «окупаться», оба партнера скорее всего примут решение расстаться.
В этой паре еще более отчетливо, чем в паре ЛИЭ-ЭСИ проявляется различие подходов этиков и логиков к отношениям. Если этик и логик в отношениях, но этик говорит, что нужно подождать, он пока не готов к дальнейшему сближению, это вполне может означать, что ему эти отношения не нужны, но он не говорит об этом напрямую. Иначе для логиков.

Проводя наши тренинги, мы обнаружили, что по этой причине логики и этики долго не могут понять друг друга. Для логика такая позиция этика непонятна «Зачем обнадеживать (отсутствие четкого «нет» воспринимается логиком как «обнадеживание»), если не хочешь продолжать отношения?! Нет, так нет, и каждый пошел своей дорогой».
Этик видит иначе. С одной стороны, он не желает ранить другого, в том числе еще и потому, что не желает получить излишне эмоциональную реакцию, которую ему придется как-то гасить, объяснять, возможно, даже оправдываться и утешать. С другой стороны, этик не желает быть виновником разрыва, и потом вспоминать об этом (особенно этик-конструктивист). Поэтому он пытается оставить отношения в подвешенном (с точки зрения логика!) состоянии в надежде, что со временем при отсутствии сколько-нибудь существенного контакта логик сам все поймет, т.к. близкая фаза отношений уже завершена (по большому счету, для этика отношения не завершаются никогда — только меняются их фазы). Этик естественно судит по себе – сам бы он давно уже все понял и сделал выводы. Логик тоже судит по себе – если бы он сам хотел отношения завершить, он бы так прямо и сказал. Ситуация может длится долго, пока либо какая-то из сторон все-таки не предпримет решительные шаги, либо вмешается третья сторона, подталкивая действующих лиц определиться.

Хотим также немного пояснить про чувствование людей ЛСЭ . Мы считаем, неверным утверждение, что ЛСЭ    людей не чувствует. Он может легко ощутить состояние человека на уровне своего контактного блока, а именно — почувствовать эмоциональный фон (ЧЭ), комфортно и удобно ли человеку, расслаблен он или напряжен, устал ли и т.п., т.е. гармоничность/негармоничность его физического и эмоционального состояния (БС).  Но почувствовать, как человек относится лично к нему – ЛСЭ    практически невозможно (этика отношений — . — одномерная витальная функция). Как раз в этом аспекте ему нужна поддержка дуала, чтобы подсказал, сложились ли отношения (для суггестивной, так же как и для болевой все ситуации окрашены или в черный, или в белый цвет – да/нет, есть/нет). Хочется, чтобы кто-то помог установить хорошие отношения со всеми или рассказал, какие они  сейчас. Что Достоевский благополучно и творчески делает.

Достоевского порой забавляет детская радость Штирлица по аспекту этики отношений — ., ведь ему-то нюансы отношений понятны практически всегда (если эти люди вообще интересны). Все ситуации, в которых кто-то женился, влюбился, познакомился с будущим супругом, представляют для ЛСЭ   интерес независимо от возраста и пола.

Штирлиц, в жизни которого есть Достоевский (особенно часто так происходит, если дуалы разного пола и много общаются) становится гораздо более «этичным», интуитивным и интровертным. Это проявляется и в семье, и на работе. Если раньше люди вокруг воспринимались как детали большого механизма, который нужно починить-подлатать-настроить так, чтобы он эффективно функционировал, то вдруг он начинает замечать, что они еще и мужчины-женщины, родители-дети, друзья-подруги. И ЛСЭ    вдруг понимает, что есть такая штука –  эмоциональный климат в коллективе. И совсем недостаточно распределить должностные обязанности, договориться, кто  и что будет делать, и за какое вознаграждение. Оказывается важно еще, что у каждого в семье, дома, о чем человек думает, что его волнует, как он к кому относится.

Интересная ситуация возникает в дуальной диаде ЛСЭ-ЭИИ (впрочем, сходные соображения можно привести по любой дуальной диаде). Может создаться впечатление, что сама структура диады мешает партнерам встретиться, особенно на раннем этапе жизни.
Из-за болевой интуиции времени — БИ, Штирлиц не очень хорошо осознает, что у него со временем (в буквальном и переносном смысле, в том числе – какой период сейчас в жизни и что это значит). В результате у Штирлицев (как и у Гюго) иногда из памяти выпадают целые фрагменты жизни, например, сложно понять, что уже выросли и не нуждаются в каждодневной заботе дети, или, что настало время создавать семью. Достаточно характерно для ЛСЭ    не задумываться о своем возрасте и (особенно для мужчин) оставлять обзаведение семьей «на потом». Причины этого могут быть разными, например, нежелание концентрироваться на этом по молодости, желанием как следует «подготовиться», обеспечить все, что нужно (сенсорика+тактика).
Когда желание создать семью есть, Штирлицы часто поначалу – как и многие другие экстраверты — концентрируются на более ярких партнерах и лишь, набив шишек и узнав, что для них это «не то», начинают смотреть в сторону более спокойных интровертных этиков.
Достоевские же, как правило, ждут, когда их все-таки заметят  (интроверсия), не только не желая вступать в борьбу, но и не стараясь особенно привлекать к себе внимание, занимать слишком много места (тут дело еще и в болевой волевой сенсорике — ЧС).

Получается и еще один парадокс. Казалось бы, дуалы должны поддерживать слабые функции партнера. Но пока эти функции действительно слабы, дуалам достаточно сложно начать общаться. Известны случаи, когда дуалы встречались, но при этом длительных отношений не возникало. Одной из причин, конечно, являются личные особенности людей, которые просто не подходили друг другу. Но нередко случаи, когда люди по ТИМным особенностям просто не готовы были принять дуала, в частности, потому, что поток информации с 4-мерных функций оказывался слишком силен для 1-мерных функций дуала.
Суть (кажущегося?) парадокса в том, что человек готов принять дуала именно в тот момент, когда дуал ему как бы уже «не нужен». Он сам достаточно хорошо справляется с жизненными задачами, его информационные функции уже достаточно наполнены. И именно тогда он в состоянии и готов дуала принять.
Однако, если вспомнить философию, психологию и даже эзотерику мы увидим, что подобная ситуация встречается не только в паре дуалов. Излишняя фиксация на объекте и неумение решать жизненные проблемы приводит к тому, что жизнь человека вместо «помощи» оказывается еще более загруженной – чтобы человек сам научился решать свои проблемы на данном уровне. И наличие/отсутствие рядом людей, которые могут это сделать за него помогает ему в этом. Важно, чтобы человек сам лучше увидел и осознал эту проблему как свою собственную задачу, а не чтобы появился рядом некий помощник, который за него эту проблему решит.

Подводя итоги, хотим еще раз обратить внимание читателей на важные, с нашей точки зрения особенности дуализации в паре ЛСЭ– ЭИИ:

  1. Основные сложности могут возникать на этапе установления взаимоотношений из-за разных ритмов партнеров, регулирует степень сближения, как правило, ЭИИ  ;
  2. Все возникающие в процессе общения и взаимодействия сложности оптимально решаются в этой паре путем обсуждения и прояснения позиций партнеров.
  3. Дуализированная пара ЛСЭ– ЭИИ   часто интровертируется и замыкается друг на друге, этому способствуют и квадральные признаки – рассудительность, объективизм и аристократия.
  4. В паре не очень любят «работать» над установлением отношений, считая, что все образуется само собой, обычно так и получается, если партнеры с самого начала установления отношений обсуждают все волнующие их вопросы.

Источник: Сергей и Ирина Белецкие, http://www.newtraining.ru/?mod=articles&id=141

Tags:
0 Comments

Leave a reply

Войти

Забыли пароль?